Репортаж из района

 

И в мороз, и в жару

Торопецкие дорожники погоды не боятся 

Привычным стало для нас ругать российские дороги. Послушаешь некоторых водителей и складывается впечатление, что хуже их нет ничего. Причем чем дальше от столицы, тем глубже ямы и колдобины. Но вот до города Торопца – самой западной точки на карте Тверской области ведет отличная, только что отремонтированная трасса Москва-Балтия. Ехать по ней – одно удовольствие. На повороте к Торопцу строится транспортная развязка. Немного не доезжаем до границы с Псковской областью. Нам направо. Здесь начинаются владения Торопецкого дорожного ремонтно-строительного управления и его генерального директора Геннадия Ивановича Захарова.

 

Аккуратное кирпичное здание ДРСУ расположено на въезде в этот старинный городок. У входа радуют глаз ромашки. Директор в кабинете не засиживается. Летом у дорожников много работы. Впрочем, скучать им не приходится и зимой. Основная деятельность торопецких дорожников – содержание районных дорог, а их тут ни много ни мало 630 километров. Из них дорог первого класса 56,7 км, второго – 252,1 км, третьего – 306 км. Цифры Геннадий Захаров называет наизусть. Еще бы! В директорской должности он почти двадцать лет – занял это жесткое кресло в ноябре 1996 года, когда «живых» денег в экономике практически не было, и царило его величество взаимозачет.

 

Зимой все 630 километров торопецких дорог надо расчищать и посыпать песком, летом – в идеале ремонтировать. Если, конечно, отпустят средства. В нынешнем году средства отпущены, точнее ремонт дорог выставлен на аукцион, который выиграло Торопецкое ДРСУ. У дорожников есть работа, и для них это настоящий праздник.

С Геннадием Ивановичем Захаровым мы проезжаем по улицам Торопца. Радует глаз чистота и отсутствие несанкционированных свалок, которые, чего греха таить, для жителей областной столицы, стали уже привычной деталью пейзажа. На улице Карла Маркса встречаем бригаду рабочих, которые ведут подготовку к укладке асфальта. Скоро, а точнее, ко Дню района, отмечаемому в конце июля, здесь появится ровное асфальтовое покрытие.

 

На улице имени Маркса асфальт был и раньше, а вот в некоторых торопецких дворах этого блага цивилизации не видели никогда. А по программе благоустройства дворов и внутридворовых проездов впервые появились и асфальт, и бордюрный камень. Жильцы довольны – теперь не надо будет в осеннюю непогоду грязь месить. Еще бы дома отремонтировали, вздыхают женщины. Но для этого будет создана другая программа. Отрадно, что торопчане не стоят в стороне от благоустройства своих дворов. Около подъездов многоквартирных домов разбиты цветники, установлены удобные лавочки. В таком дворике хорошо всем – и старым, и малым.

 

На той же улице Карла Маркса, одной из центральных в городе, видим аккуратно выложенный разноцветной плиточкой тротуар. Дорожка ведет к детской воскресной школе. В городе, известном своими православными традициями, это очень символично.

Впрочем, столь же благоустроен и центральный городской сквер, где площадка возле памятника Ленину также вымощена плиткой. Это тоже дело рук работников ДРСУ.

 

Да, город Торопец в последнее время значительно преобразился. Кто не бывал в нем лет десять или даже больше, сможет оценить перемены. А кто не был ни разу, советуем съездить, посмотреть его старинную архитектуру, поклониться православным святыням.

Не зря в этот старинный городок приезжают жители Москвы, Санкт-Петербурга и других больших городов. Кто на лето, а кто и насовсем. А еще Торопец полюбили кинематографисты, город уже стал местом съемок не одного фильма. Так что человек с фото- или кинокамерой здесь мало кого удивляет.

 

Работы по благоустройству ведутся не только в районном центре, в программу вошел также поселок Плоскошь, где в асфальт и камень одеваются дворы и проезды, никогда не знавшие твердого покрытия.

 

«Программу благоустройства на 90 процентов финансирует областной бюджет, - поясняет Геннадий Захаров, - остальные 10 процентов в порядке софинансирования выделяет местный бюджет, городские и сельские поселения». Видно, что он доволен работой коллектива. Эх, если бы все время так можно было работать! Тогда бы торопецкие магистрали не уступали заграничным. Но, к сожалению, финансирование  дорожных работ оставляет желать лучшего. В настоящее время все 630 километров торопецких дорог нуждаются в капитальном ремонте. «Давно прошли все межремонтные сроки, - сожалеет Захаров, - мы латаем дырки, ямы, а настоящего ремонта не делали давно».

 

Для хорошей полноценной работы в Торопецком ДРСУ есть вся необходимая техника. Автопарк даже удается обновлять. Только в последнее время приобретены асфальтоукладчик, каток, грейдер. Техника не новая, но импортная, и радует своей бесперебойной работой.

 

Но что техника! Без грамотного специалиста она просто железо. «Специалисты у нас отличные, - хвалит своих работников Геннадий Иванович, - многие работают десятилетиями и умеют абсолютно все».

 

Один из таких мастеров своего дела – Виктор Александрович Гаврилов. Его грейдер мы встретили в центре Торопца, а самого чуть позже, возле асфальтоукладочной машины. Отвлекли от работы, поговорили. В нынешнем году Виктору Гаврилову исполняется шестьдесят лет. Но на пенсию он не собирается – привык работать. Его рабочий стаж составляет 44 года! В ДРСУ он пришел сразу после восьмого класса, закончил курсы водителей, получил удостоверение и сразу начал работать в родном районе. Раньше о таких людях взахлеб писали районные газеты. Теперь эта добрая традиция прервана. А жаль! Дорожником был еще отец Виктора Александровича, пошли по стопам отца и деда и два сына. Николай – машинист погрузчика и автогрейдера. Михаил водит автосамосвал. Сфотографировать всех вместе не удалось – младшие Гавриловы закатывают в асфальт Плоскошь. Династия! А почему не работать? Работа важная, нужная людям, с техникой. Платят неплохо. «Летом до сорока тысяч получаю», - поделился ветеран. Это хорошие деньги не только для Торопца. Единственное, о чем сожалеет Виктор Гаврилов – не хватает времени на любимое занятие – рыбалку, а она в торопецких краях знатная. Из скромности он не упомянул, что носит звание почетного дорожника РФ.

 

Работа у дорожников нелегкая, и зимой, и летом. Если кто не знает – асфальтовая смесь в процессе укладки имеет температуру до 140 градусов, а сверху жарит солнце до 40 градусов. Зимой же, в любой мороз, надо расчищать дороги. Но свою работу дорожники любят и ни не что не жалуются. Точнее, только на одно – на недостаток объемов работы. Несмотря на то, что Торопецкое ДРСУ работает не только в своем районе, но и в других районах запада региона – Андреаполе, Западной Двине, Жарковском, все равно работы маловато. И единственное, о чем они мечтают – о полной загрузке. Чего мы им и желаем!

 

_____________________________

Цифры и факты

 До Великой Отечественной войны асфальтированных дорог в Торопце не было совсем. В 1940 году бюро райкома партии и исполком райсовета приняли постановление «О постройке в 1940-41 годах шоссейной дороги Торопец-Бологое методами строительства Большого Ферганского канала». Но построить дороги в районе удалось только после войны, когда был создан дорожный участок № 771, в 1980 году преобразованный в ДРСУ.

Почти сорок лет – с 1948 по 1987 дорожный участок, а затем ДРСУ возглавлял Василий Григорьевич Ильин. С 1996 года  Торопецким ДРСУ руководит Геннадий Иванович Захаров.

ДРСУ является современным мобильным предприятием с численностью 65 человек, имеющим технику, способную выполнять любые виды дорожно-строительных работ, что неоднократно подтверждалось проведением ремонтов дорог и работ по ликвидации стихийных бедствий в районе.

 

Марина Шандарова